Молдова Понедельник, 20 мая
Лица Молдовы, 03.05.2018 14:22

Мать тяжелобольного ребенка целовала руки лучшего клоуна Молдовы

Как заставить улыбнуться даже очень больного ребенка и как на личном примере победить смертельный диагноз, рассказал корреспонденту «Блокнота Молдовы» самый известный в нашей стране клоун Вячеслав Яковлев.

Руководитель клоунской группы "О" Вячеслав Яковлев известен не только своими выступлениями на больших сценах, но и участием в многочисленных благотворительных мероприятиях. Он утверждает, что быть клоуном - это дар свыше, и проявляется он с детства. Несмотря на то, что долгие годы Яковлев дарит смех и улыбки людям, сам он считает себя грустным человеком. Но когда на лице появляется накладной красный нос, все проблемы уходят на второй план и наступает… детство. 

Первым отстучал чечетку в Молдове

- Вячеслав, когда впервые вы почувствовали желание стать клоуном?

- Это случилось еще в раннем детстве, когда мне было чуть больше 4-х лет. Я помню, как сквозь железные прутья детской кроватки заглядывался на выступления Чарли Чаплина в передаче «Золотая лихорадка», которую в советское время вечерами часто показывали по телевизору. Этот удивительный и трогательный человек так запал мне в душу... С тех пор так это всё и продолжается.

- Цирковому искусству обучались специально?

- Нет, я - самоучка, и познавал профессию клоуна довольно долго. В первом классе меня привели в танцевальную группу дома пионеров, сейчас это всем известный Театр с улицы Роз. Спустя два года мы с одноклассником увидели объявление о наборе артистов в эстрадный ансамбль «Маски» в молодежном центре им. Юрия Гагарина. Волею судьбы мы зашли не в тот зал, так началась моя карьера народных танцев. Нам преподавали талантливые руководители ансамблей «Жок» Борис Филипчук и «Флуераш» Иван Базатин и Виктор Танмошан. В 10-м классе я осуществил еще одну мечту - стал выступать в известном ансамбле песни и танца «Мэрцишор», а спустя пару лет профессиональной подготовки мы создали театр танца «Кэруца», в котором ставились сюжетные номера и хореографические миниатюры. Это были замечательные годы творческого подъема. Пока не наступила та самая перестройка, о которой неохотно вспоминают жители нашей большой страны.

- В 90-х все выживали как могли. Как отразился этот период на творческих людях?

- В это время я женился, у нас родился сын, и их нужно было содержать. Наши редкие выступления дохода не приносили, поэтому решил уехать в Румынию (сегодня это называется «на заработки»). Но буквально за день до поездки я случайно встретил Сергея Гаврилица, и он мне предложил на базе наших навыков чечетки создать свою творческую команду. Таким образом, я, Сергей Гаврилица и Сергей Зестря первыми отстучали чечетку в Молдове и отправились на гастроли по всей стране с выступлениями.

- В нашей маленькой Молдове не так много городов, которые готовы принимать на своих сценических площадках. Не было желания уехать за границу?

- В 1997 году мы получили первое приглашение на работу по контракту в Южную Корею. Шесть талантливых артистов из Молдовы стали выступать в знаменитом парке развлечений Everland. Тогда мы получили первые серьезные заработанные деньги. Через три года я узнал о наборе в танцевальное шоу для работы в круизах на корабле. Благодаря клоунаде мне удалось побывать во всех странах Европы, увидеть Северную Африку, Израиль. За несколько лет работы на лайнере мы внимательно наблюдали за работой других артистов, и по приезду началась первая работа в роли клоуна. Создалась клоунская группа «О». О - как колесо телеги, которое не имеет ни начала, ни конца и постоянно двигается только вперед.

8.jpg

Работа на круизном лайнере в Южной Корее

Дети богатых родителей могут и матом послать артиста

- Были не только взлеты, но и падения?

- Первые пять лет работы на родной земле были самыми продуктивными, залы в городах были полными, зрители всегда ждали нашего возвращения, а ночью мы выступали на дискотеках и даже в ночных клубах. В нашем репертуаре были даже пародии на стриптиз, молодежь с интересом реагировала на подобные номера. Сейчас на сцену больших мероприятий нас редко зовут, и меня это удивляет. Потому что помимо песен и плясок нашему народу очень не хватает моментов смеха, улыбок, радости, которые мы доставляем. Это вообще нереальное ощущение, когда огромное количество людей находится в счастливом состоянии. Смех – это же и есть, наверное, идеальное состояние человека.

- Тогда чем приходится зарабатывать деньги?

- Мы выступаем на частных мероприятиях – дни рождения, свадьбы, крестины, корпоративы. Сейчас уже никого не удивишь хорошим тамадой или певцом, а вот появление клоуна на закрытой вечеринке развеселит многих. Такая работа помогает не только заработать деньги, но и быть независимым по времени. Я сам регулирую свой график. Единственный минус - это сезонная деятельность, так как свадьбы и куматрии в православный пост не делают, а их в году достаточно много.   

- На таких мероприятиях курьезы случаются?

- Никогда не знаешь, чем закончится выступление у зажиточных заказчиков. В большинстве случаев дети богатых родителей позволяют вести себя с артистами неподобающим образом, могут и матом послать. Бывали случаи, когда мама и папа становились на сторону своего невоспитанного чада, и нам попросту не оплачивали работу. Это бывало нечасто, но именно такие случаи научили нас работать по строгим договоренностям.

- Кто ваши конкуренты?

- Их просто нет. В таком жанре сейчас никто не работает. В Молдове уже нет той школы, которая могла бы выпустить артистов в этой области. А молодое поколение в первую очередь хочет зарабатывать деньги, не вкладывая денег в дорогостоящие реквизиты или постановку новых номеров.

- Клоунада - прибыльное дело?

- Даже если получается неплохо заработать, большую часть средств вкладываем в наше дело. Самый затратный проект в нашей программе - шоу мыльных пузырей. Помимо приобретения дорогих мыльных растворов и реквизита, мы должны самостоятельно создать нужный уровень влажности, а это еще дополнительные технические устройства. Но всё это стоит того, чтобы увидеть восторженные глаза зрителей.

1.jpg

Шоу мыльных пузырей на детском празднике

Клоун порой вызывает у ребенка больше доверия, чем врач

- В социальных сетях можно проследить и вашу волонтерскую деятельность. Вы часто выступаете для тяжелобольных детей или на благотворительных ярмарках. Как пришла такая идея?

- Во всем мире существует специальная программа «Доктор Клоун», вот и я несколько лет назад задумал внедрить ее на территории нашей страны. Это так называемая смехотерапия: системы игры с врачом, снятие депрессии, способствование преодолению синдрома нарушения пищевого поведения (ситуация, когда ребенок кушает вместе с клоуном), мы своими выступлениями отвлекаем детей от болезненных процедур. Я видел много случаев, когда наши выступления реально помогали не только детям, но и их родителям.

- Больничный клоун – очень специфический жанр. Этому где-то обучают?

- Сейчас я нахожусь на этапе открытия официальной благотворительной организации «Доктор Клоун» в Молдове. Для воплощения этого проекта в реальность я и еще несколько волонтеров посещаем различные тренинги и семинары за границей. Вот неделю назад вернулись из Москвы, где вместе с профессионалами в этой области посетили многие крупные российские клиники. Люди ошибаются, если думают, что больничные клоуны работают только с онкологически больными детьми. Мы выступаем и для тех малышей, которые находятся в ожоговых, инфекционных или кардиологических отделениях. Это все те, кто изо дня в день переносит боль и борется за каждое утро следующего дня.

- После посещений таких детей не бывает тяжести на душе?

- Бывает. Непросто наблюдать за детьми, для которых мир потерял прежний смысл. Тяжело смотреть на родителей. Но мы, как артисты, не должны жалеть, мы должны сострадать, присутствовать, слушать, если нам хотят что-то сказать. Клоун - существо с красным носом, какой-то дурак, немножечко ровесник, который может споткнуться, ушибиться, дурачиться, облиться. Он порой вызывает у ребенка больше доверия, чем врач или психолог. Вот это доверие мы не можем подорвать из-за своих жалостливых эмоций. Если артист будет принимать такие тяжелые моменты близко к сердцу, то можно напрочь «выгореть» и больше не вернуться в эти палаты. А ведь ребенок так ждет продолжения.

- Есть страх, что в следующий раз маленького пациента вы не увидите в палате? И не потому, что его выписали…

- Уход человека из жизни - не то что смирение, это допущение того, что я не могу всё контролировать. У Бога есть свой план на мир, и я допускаю, что не всё в моей власти, поэтому работаю ради живых.

- Какой был самый трогательный момент, который впечатлил после выступления в больнице?

- Когда мама больного мальчика целовала мне руки. После долгого времени, проведенного в закрытом пространстве с бесконечным проведением болезненных процедур, ребенок становится взрослым не по годам, у него свои мысли, чаще всего унылые. И тут вдруг мы смогли заставить его улыбнуться и рассмеяться. Для родителей нет большей радости в такие моменты.

3.jpg

Доктор Клоун в больничной палате тяжелобольных детей

Неравнодушные люди спасали мне жизнь

- Два года назад вы сами пережили тяжелую болезнь и оказались по ту же сторону больных детей, для которых выступали. Как удалось справиться с этим испытанием?

- В моей жизни всё происходит совершенно неслучайно, вот и новость о своем диагнозе не стала исключением. В 2016 году я вместе с женой Илоной готовился к отъезду по контракту в Китай. Как и положено, пришлось пройти медицинскую комиссию. Так у меня обнаружилась неходжкинская лимфома костного мозга. Друзья, проживающие в Германии, сразу же предложили лечение в этой стране. Рядом со мной всё это время была семья. Поддержка близких придавала сил и надежду на то, что всё обязательно будет хорошо.

- В средствах массовой информации указывалась огромная сумма, необходимая для вашего лечения. Как удалось ее собрать?

- Действительно, лечение подобных заболеваний несет колоссальные затраты, которые не под силу собрать в одиночку. На помощь пришли родные, друзья и даже абсолютно незнакомые мне люди. В мою поддержку провели благотворительные концерты, ярмарки, мастер-классы не только в Кишиневе, но и в Бельцах. Артисты, певцы, клоуны из-за рубежа и просто неравнодушные люди спасали мне жизнь.

- Вы никогда не задавались вопросом: за что? Почему именно я?

- Нет, я просто осознал, что это испытание дано за все за мои грехи. Я пересмотрел мои взгляды на жизнь и, будучи невоцерковленным человеком, понял, что победа будет только с Богом. На самом деле у Всевышнего нет такой цели - заставить человека страдать, единственная цель - помочь ему спастись. Теперь я часто вместе со своей семьей посещаю православную церковь. Жалею, что не пришел к этому решению раньше.

2.jpg

Группа SunStroke Project на благотворительном концерте в помощь Вячеславу Яковлеву

Любовные отношения завязались через 17 лет после знакомства

- Кто она, ваша семья?

- С первой семьей, несмотря на давний развод, всё это время поддерживаю хорошие отношения. Бывшая супруга и наш 28-летний сын Константин проживают в Париже. Нынешняя жена Илона – артистка оригинального жанра, сейчас мы работаем вместе. Она родилась в Армении, но всю сознательную жизнь прожила в Молдове, в Кишиневе. Мы были знакомы еще с 1991-го года, но любовные отношения завязались только спустя 17 лет на гастролях в Китае. К выбору даты свадьбы подошли по-клоунски - расписались 09.09.2009, это число стало для нас удачным. Сейчас мы воспитываем маленького сына Иллая, ему 3,5 года. Несмотря на юный возраст, он уже несколько раз выходил на сцену помогать своим родителям.

- Как уживаются два творческих человека?

- В отличие от обычных семей, мы не можем оставить обсуждение рабочих моментов за пределами домашних стен. Я с супругой часто анализирую прошедшие выступления. Мы делаем друг другу замечания и пытаемся понять, как сделать зрелище еще лучше. Жизнь рядом с ней – это дар свыше. Единственное, что ее может раздосадовать – это моя забывчивость. Дело в том, что процедуры химиотерапии всегда сказываются на здоровье человека, и я заметил, как после их проведения из моей памяти стираются многие моменты, даты, события.

- О чем мечтает известный клоун Слава Яковлев?

- Очень хочется, чтобы в Молдове возродилось цирковое искусство, и наш знаменитый цирк снова открыл двери своему зрителю. Я знаю, что правительство передало здание в ведение «Moldova Concert», и администрация обещает его отреставрировать. Уверен, что под руководством Андрея Локомана это обязательно получится. А еще я мечтаю создать цирковую студию. Пока в Молдове еще остались профессиональные жонглеры, акробаты, эквилибристы, гимнасты, их опыт можно передать детям, будущим артистам.

4.jpg

Вячеслав Яковлев с женой Илоной Руденко

6.jpg

Знаменитый клоун со своим сыном Иллаем

                                                                                Беседовала Татьяна Меделян

Новости на Блoкнoт-Молдова
  Тема: О них говорят в Молдове  
КлоунДоктор Клоунцирк
0
0